История замка Нойшванштайн
Название переводится с немецкого языка как новый каменный лебедь. Это резиденция короля Баварии Людвига Второго. Замок в стиле неоготика строился с 1869 по 1886 год. Еще отец Людвига Второго, король Максимилиан II, намеревался восстановить и реставрировать полуразрушенный старый замок Шванштайн (Лебединый Камень), родовое гнездо рыцарей Швангау, от которых и берет свое начало династия баварских королей Виттельсбахов. После смерти отца Людвиг решил снести руины старого замка и построить новый, поэтому и добавилось в название neue.
Замок начали возводить в 1869 году, но уже к окончанию строительства стало ясно, что этот дворец на склоне горы превратился в памятник романтизму. Внешний вид замка с разных ракурсов и расстояний можно рассмотреть на снимках 1-2, 6-13. Это здание – прообраз Замка Спящей Красавицы в Диснейленде. Помните телевизионную заставку перед показом диснеевских мультфильмов? Людвиг построил три замка — еще Линдерхоф и Херенкимзее, но самое необычное и знаменитое его творение, безусловно, дворец Нойшванштайн. В чем же необычность этого здания? Хотя бы уже в том, что он построен в редком архитектурном стиле, относящемся к романтизму – псевдоготике. Иногда термины искажают реальное положение дел. Что такое псевдо? Значит мнимый, ложный не настоящий. А если в эту самую псевдоготику архитектор вносит что-то свое? Нечто противоположное по духу? Тогда как? Тогда надо подбирать нужные слова, чтобы выразить истинную суть. Посмотрите на главную готическую башню: ее пропорции и формы таковы, что она не устрашает, а умиляет. Остальные башенки не возвышаются выше островерхой крыши. Верх окон замка совсем не стрельчатый, а полукруглый. Издалека, да и вблизи, если охватить взглядом весь замок, то он похож на компактную детскую игрушку, которую хочется взять в руки и поиграть как с маленьким макетиком. Кстати, макет замка Нойшванштайн экспонируется среди внутреннего убранства замка. Смотрите снимок 20 фотоанимации. Эту детскость королевского зодчества заметила американская компания Уолт Дисней и одарила милыми очертаниями детей всего мира. Но возвращаемся к вопросу о терминах: если не псевдо, тогда какая готика? Я бы назвал ее гуманная очеловеченная. Кто-то может найти свой эпитет. И кого считать творцом этого чуда? Для меня вопрос риторический. В любом случае, это Людвиг Второй воплощал в реальные архитектурные очертания свой романтический дух. Помогали ему в этом архитекторы Эдуард Ридель и Георг Дольман. Основу внутреннего убранства составляют зал певцов и тронный зал. Вы можете их просмотреть на снимках 15 – 19.
Зал певцов
украшен настенными полотнами на мотивы легенд о герое эпоса Парцифале, вдохновившего Рихарда Вагнера на сценическое произведение. Удивительно, но зал использовался по прямому назначению в годы нацизма. В 1933 году исполнилось 50 лет со дня смерти Рихарда Вагнера. С этого года шесть лет подряд здесь ежегодно проводились праздничные концерты. В 1969 году традицию возобновили – в зале певцов снова проводят концерты.
Тронный зал
оформлен в религиозном духе. Сверху полукруглая ниша украшена портретами Христа, матери Марии, Иоанна. Стена перед пустым троном украшена настенными портретами шести королей, причисленных к лику святых. Слева и справа от входа стены украшают портреты апостолов. Автор настенных полотен художник Вильгельм Хаусшильд.
O короле Баварии Людвиге II
Вступил на трон в восемнадцать лет в 1863 году, вскоре после смерти отца. Новоявленный король к трону был явно не готов и вообще власть его тяготила. Таковы проблемы монархизма: хочешь, не хочешь, а принимай корону по наследству. Еще с юности за этим королем навечно закрепился эпитет сказочный. Одно это слово говорит очень о многом. Для простого народа он воплощал образ идеального короля. Людвиг будто бы пришел из другого мира и по-своему поведению, деятельности был неким исключением среди других монархов Европы. Двухметровый красавец с черными вьющимися волосами и синими глазами сразу восхитил баварское общество своей внешностью. Он и в жизни до конца искал красоту, был чужд всякого рационализма, меркантильности и очень плохо разбирался в экономических делах. Настоящий романтик в баварской короне.
Король Баварии Людвиг II и Рихард Вагнер
Страстный почитатель композитора Рихарда Вагнера, Людвиг сразу после получения короны перевел себя из разряда поклонника в ранг мецената музыкального гения. Автор чудесных немецких опер был обеспечен новоявленным королем всем необходимым, переселился в Мюнхен. Теперь он спокойно мог творить, не думая о хлебе насущном. Роль покровителя досталась Людвигу II дорогой ценой. В молодости Вагнер участвовал в революции 1849 года. И теперь, когда композитор переселился в столицу Баварии, местная пресса поливала его грязью, напоминая о прошлом. Удар шел и на Людвига. Но он мужественно защищал своего кумира целых полтора года, однако давление парламента и общественности на короля было настолько сильным, что, в конце концов, он попросил Вагнера уехать из Мюнхена. Композитор поселился в Швейцарии. Это было начало вражды между парламентом, правительством, общественностью и королем. Чего это стоило утонченному Людвигу, для которого Вагнер стал самым близким человеком в этой бренной жизни, остается только догадываться. Вагнер был для Людвига последней жизненной инстанцией. Судите сами: монарх тайно едет к композитору в Швейцарию советуется участвовать ли ему в войне с Пруссией или отречься от престола. После швейцарской консультации Людвиг возвращается, объявляет мобилизацию, но войну проигрывает. Бавария платит победителю большие репарации. Но Людвиг II продолжает, несмотря, ни на что, свою независимую политику: он строит замки и вкладывает деньги в дорогостоящее внутреннее убранство дворцов. Сбережения, накопленные королевской семьей за 800 лет, тают как снег под лучами яркого солнца. При этом король запускает руку и в казну. Но, дамы и господа, на что он тратит деньги? На строительство замечательных замков, меценатство, вообще на развитие баварской культуры. На все то, чем мы сегодня восхищаемся.
Заговор против Людвига II и его гибель
Вопрос только в том соизмерял ли он масштабы вложений и свои возможности. И тут на первый план всплывает фигура премьер-министра Лутца, который владел всеми финансовыми вопросами, мог бы направить короля, проявить терпение, выдержку объяснить последствия нерачительной политики. Говоря коротко, выступить союзником своего монарха. Вместо этого он выступает главным организатором заговора против короля. Все это происходит по одной простой причине Людвиг и Лутц – это люди-антиподы по духу. В 1886 году короля Людвига Второго объявляют невменяемым, арестовывают и отправляют в замок Берг возле озера Штарнберг. Монарх-романтик получает двойной удар: мало того, что его лишают короны, так при этом объявляют еще и сумасшедшим. Такое выдержит не каждый. Опального короля везде сопровождает придворный врач-психотерапевт фон Гудден, который и объявил его умалишенным. 13 июня они вдвоем выходят на короткую прогулку, но проходит не один час, а их все нет. Слуги делают обход и обнаруживают тела короля и врача в нескольких метрах от берега на мелководье. Было ли это самоубийство, несчастный случай или убийство не выяснено до сих пор и уже не будет выяснено никогда. Страницы жизни баварского короля прекрасно воспроизведены в фильме итальянского кинорежиссера Лукино Висконти "Людвиг". С замком Нойшванштайн связано еще несколько интересных моментов в последующей истории. Во время Второй мировой войны в замке, находящемся в 75 километрах от Мюнхена, хранились золото Рейхсбанка, драгоценности и картины из личной коллекции Адольфа Гитлера.
В Нойшванштайне, строившемся на протяжении семнадцати лет, король-романтик прожил всего 172 дня. Ежегодно это сказочное сооружение осматривают 1 миллион 300 тысяч туристов.
Как добраться из Мюнхена до замка Нойшванштайн
Ближайший к замку город – Фюссен. До этого баварского городка вы можете доехать на электричке. Рядом с железнодорожным вокзалом Фюссена, находится остановка автобуса №78, который вас и доставит к шедевру неоготики. Не поднимайтесь на гору к замку, пока не купите билет в кассе, которая находится внизу. В билете прописаны тур и время посещения. К замку вы можете доехать на конной повозке, запряжённой лошадьми-тяжеловозами.